Татарстан взялся за кадры
20 июля 2004 года
Как заявил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, открывший заседание Совбеза, «республике не поднять производство на конкурентоспособный уровень при нынешнем состоянии кадров». По мнению президента, в настоящее время отлаженной системы подготовки кадров в Татарстане нет, и это тормозит развитие экономики региона. Решить эту проблему была призвана Концепция инновационного образования, на основании которой к концу года должна быть принята полноценная республиканская программа.
Представляя концепцию, Зиля Валеева пояснила, что под инновационным образованием надо понимать «не образование вообще, а лишь ту его часть, которая обеспечивает эффективность инновационного процесса». О том, что республике не хватает квалифицированных специалистов, было понятно уже из речи президента, однако госпожа Валеева представила статистику, которая парадоксальным образом свидетельствовала об обратном. Так, если в 1998 в Татарстане насчитывалось 23 высших учебных заведения (включая филиалы), то к 2004 году их стало более 80. Кроме того, значительно увеличилось число отделений в разных вузах, выпускающих специалистов самых востребованных направлений (психологов, юристов, экономистов и менеджеров). Сама Зиля Валеева усомнилась в качестве получаемого ими образования, поскольку «хороших юристов в республике по-прежнему немного, их имена известны наперечет». Перенасыщенность рынка труда специалистами с высшим образованием привела к тому, что в республике возникла острая нехватка квалифицированных рабочих. Так, в 2003 году потребность Татарстана в кадрах с высшим образованием составила 7% от общего объема рынка труда — однако в вузы поступило 62% выпускников школ.
По мнению вице-премьера Зили Валеевой, необходимо изменить старую российскую схему «телега впереди лошади» (где лошадь - экономика, а телега - образование). Знания, полученные в системе «фундаментального образования», по ее мнению, слабо связаны с реальностью и на практике оказываются малоэффективны. Поэтому заказчиком образования, помимо государства, в концепции предложено сделать республиканский бизнес, которому должно быть лучше известно, какие именно специалисты нужны на предприятиях (в дальнейшем были приведены примеры компаний «Татнефть» и «Татэнерго», руководители которых обеспечивают регулярное повышение квалификации своих сотрудников, или «присматривают» себе кадры уже в старших классах общеобразовательных школ).
Для внедрения инновационных технологий в систему образования президент республики предложил создать вневедомственный центр инновационного образования, который мог бы ставить задачи перед министерствами. Например, перед Министерством образования РТ, которое в настоящее время занимается в основном проблемами школьного образования. «Может, нам сделать из него Министерство образования и науки?», — предложил президент как бы экспромтом, но дальше обосновал эту идею как отвечающую реалиям всей России. Как отнесся к такому предложению министр образования Фарис Харисов, узнать не удалось, поскольку он на заседании, посвященном проблемам образования, отсутствовал.
ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА,"Коммерсантъ-Казань"